Благодаря государственной программе «Доступная среда» в текущем 2015-16 учебном году в нашей школе появилось особое образовательное пространство - сенсорная комната.
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Сенсорные комнаты используются в мировой медицинской и психологической практике уже несколько десятилетий. Оборудование для этих комнат было разработано в Голландии в конце 70-х годов XX века, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались для реабилитации и социализации людей, имеющих сложные, комплексные, тяжелые травмы и заболевания. В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг посетителей: комнаты стали активно использоваться при лечении людей с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д. Метод был также с успехом опробован в антистрессовых и реабилитационных центрах.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом (врачом, логопедом, психологом) и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Сенсорные комнаты используются в работе как с детьми, так и с педагогами. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения, а также стимуляцию различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций). Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.
Развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от его сенсорного развития, то есть от развития восприятия. Человек воспринимает окружающий мир и события, происходящие внутри него, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи), гармоничное развитие личности и его эмоциональной сферы.
Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Английскими учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 15 - 20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это, значит, появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.
Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (логопеды, психологи, коррекционные педагоги).
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
- Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
- Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)
- Создание положительного эмоционального фона.
Развитие двигательных функций.
![](/foto6/SAM_3691.jpg) ![](/foto6/SAM_3675.jpg) ![](/foto6/SAM_3682.jpg) ![](/foto6/SAM_3678.jpg) ![](/foto6/SAM_3674.jpg) ![](/foto6/SAM_3673.jpg)
![](/foto6/SAM_3671.jpg) ![](/foto6/SAM_3672.jpg)
|